Воскресенье, 22.12.2024, 21:24
сайт учителя математики Николайцевой Ларисы Николаевны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS

Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!

Меню сайта
Кнопка сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 741
Праздники России
Осталось... Праздники России
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Файлообменник
My-Files.RU - хороший бесплатный файлообменник.
Баллы ЕГЭ в оценку
онлайн радио
Крестики-нолики
Пятнашки
Пословицы
Сканворды
Интересные факты
Пазлы
Афоризмы
Главная » Статьи » Мои статьи

Приёмы тестового контроля как способ активации познавательной деятельности

Приемы тестового контроля как способ активизации познавательной деятельности.

                                                                                 Мало знать, надо и применять.

                                                                                       Мало хотеть, надо и делать.

                                                                                                                                  Гёте.

      Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный  грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот  огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по  другому. Активизация познавательной деятельности учащихся без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив  учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

  В условиях современной школы большое внимание уделяется диагностике знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения. Процесс усвоения знаний индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку:

    •  достижения каждым учеником уровня обязательной математической подготовки,
    • глубину сформированности учебных умений,
    •  умение применять полученные знания в ситуациях, отличных от обязательных результатов обучения.

Что такое тест?  Что такое тестирование?

   В латинском языке слово testa означает «ваза из глины», в средние века у него
появился специфический смысл - чаша, в которой алхимики определяли количество
золота в определенной смеси. И в современном значении слова можно увидеть
отголосок этого смысла - мы как бы определяем, сколько «золота» в том или ином
человеке.
В науку слово «тест» попало уже из английского языка, где означает «испытание,
проба, проверка». По словарю, тест - это стандартизированное, часто
ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления
количественных и качественных индивидуально-психологических различий. Разновидностей тестирования много, нас интересуют педагогические тесты или тесты достижений.

Что же такое тест? Психологи, технологи, инженеры, медики, педагоги используют термин «тестирование», понимая под ним испытание для выявления свойств объекта, применяемое в сочетании с определенной методикой измерения и оценкой результатов.
Тесты имеют давнюю историю. Тестовая методика начала развиваться в конце ХIХ столетия в нескольких сферах жизни и деятельности человека. Впервые тест как метод измерения и сам термин «test» (задание) были введены в 90 – е годы ХIХ в. английским психологом Д.Кэттелом. В начале ХХ века специалисты – тестологи начинают разграничивать два направления в тестовой работе: тесты психологические и тесты педагогические. Психологические тесты предназначены для измерения психофизиологических и личностных характеристик человека. К педагогическим тестам относятся тесты, которые измеряют готовность ребенка к школе, успешность его обучения по тем или иным школьным дисциплинам, пригодность к профессиональному обучению. Известный американский психолог Р.Торндайк (1874 – 1949), признанный основоположником педагогических тестов, выделил три периода в развитии тестов по психологии и педагогике ХХ в.:

1) 1900 – 1915 – е г.г. – период исканий;

2) 1915 – 1930 г.г. – годы бума в развитии тестов, их широкое распространение и применение, особенно в США,

3) с 1931г. за рубежом тестирование продолжает развиваться и становится основной формой проверки знаний учащихся в школах, колледжах, коммерческих училищах.
У нас исследования по изучению и составлению тестов в области психологии и педагогики начинают проводить с 20 – х годов ХХ столетия (М.С. Бернштейн, П.П. Блонский и др.).
Тесты нашли применение в профконсультационной работе, в исследованиях работоспособности человека и отчасти при оценке школьной успеваемости. 9 апреля 1927 года в СССР состоялась первая Всесоюзная конференция педологов, на которой руководитель центральной педологической лаборатории Е.В.Гурьянов высказал следующие положения:

    • тестовый учет устраняет случайность, субъективность и приблизительность оценки педагогом работы ученика;
    • применение тестов не исключает творческой работы каждого педагога;
    • тестовое обследование подводит эмпирическую базу для стандартизации того минимума знаний и навыков, которые вправе требовать от детей на разных ступенях обучения.

  Все перечисленные положения не потеряли актуальности и сейчас, так как подтвердили правильность выбора тестов в качестве метода измерения базовой математической подготовки учащихся.
Анализ психолого – педагогической и методической литературы по вопросам тестирования показывает, что вековой интерес к этой проблеме со стороны зарубежных и отечественных ученых не случаен. Актуальность введения тестирования сегодня в школьную практику вызвано тем, что оно при стандартизации образования может служить одним из составляющих методики усвоения базовой программы.
Тестирование  как система оценки школьной успеваемости, имеет как положительные так и отрицательные стороны.


Каким должен быть текст

Всё зависит от многих факторов. Во-первых, какая цель поставлена перед обеими сторонами этого исследования. Во-вторых, какими средствами и методами вооружен учитель. ("Бумажные " и компьютерные тесты).  Педагогические тесты, предъявляемые выборке испытуемых, на бумажном носителе в виде распечатки наиболее распространены и традиционны, как у нас, так и за рубежом. Однако, хранение, редактирование и вариативная распечатка педагогического теста в современных условиях должна происходить с помощью специализированных программных средств. Особое внимание разработчиков и пользователей педагогического теста на бумажной основе должно привлекать качество печати, отсутствие дефектов, грамотное расположение заданий. С экономической точки зрения "бумажные" тесты продолжают оставаться наиболее доступными и дешевыми.

В Windows приложении "Тестовый Контроль” версии 3.0 реализованы все используемые на современном этапе формы тестовых заданий.

Тест - контроль

§  Вступительный тестовый контроль

§  Текущий тестовый контроль

§  Тематический  (промежуточный, рубежный, поэтапный, периодический)

§  Итоговый

Вступительный тестовый контроль осуществляется при приеме в среднее  учебное заведение в качестве вступительного испытания. А также на начало учебного года.

Текущий тестовый контроль может осуществляться в ходе повседневной учебной работы. Этот вид контроля имеет большое значение для стимулирования у учеников стремления к самостоятельной систематической работе над выполнением классных и домашних заданий, повышения интереса к учению и чувства ответственности за его результаты.

Промежуточный (рубежный, поэтапный, периодический) тестовый контроль проводится обычно после изучения логически законченной части (раздела, модуля) программы или в конце учебного периода (семестра, курса). Он состоит в проверке учебной деятельности учащихся  по освоению сравнительно большего объема материала. Поэтому к промежуточному педагогическому тесту предъявляются повышенные требования.

Итоговый тестовый контроль осуществляется в конце каждого учебного года, а также при завершении изучения дисциплины (курса) с обязательным учетом результатов текущего и промежуточного (периодического) контроля. Итоговый тестовый контроль может осуществляться в режиме итоговой аттестации для оценки степени соответствия уровня обученности учащихся  требованиям Государственным Образовательным стандартам.

 

Структура тестовых заданий

Тестовые задания должны быть разноуровневыми по степени сложности:

Уровень А – задания, рассчитанные на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.

Уровень Б – задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.

Уровень В – задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяют выявлять умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

      

Требования к составлению тестов

Тест должен быть:

·                  относительно краткосрочными, т. е. не требовать больших затрат времени;

·               однозначными, т. е. не допускать произвольного толкования тестового задания;

·                  правильными, т. е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;

·                  относительно краткими, требующими сжатых ответов;

·                 информационными, т. е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или даже интервальной шкалой измерений;

·                  удобными, т. е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;

·                  стандартными, т. е. пригодными для широкого практического использования — измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения;

·         вопросы не должны содержать «ловушек»;

·         многословные задания не могут считаться тестовыми. Идеальным считается задание, в котором не более 7 слов.

 

 

Правила подготовки материалов для тестирования

 

1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися.
2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правдоподобными.
3. Правильные ответы среди всех предлагаемых ответов должны размещаться в случайном порядке.
4. Вопросы не должны повторять формулировок учебника.
5. Ответы на одни вопросы не должны быть подсказками для ответов на другие.

6. Вопросы не должны содержать «ловушек».

7.Тестовое задание должно быть представлено в форме краткого суждения, сформулированного четким языком и исключающего неоднозначность заключения тестируемого на требования тестового задания.

8. Формулировка тестового задания должна быть выражена в повествовательной форме (вопрос исключается). В ТЗ следует старательно избегать применения слов — вопросов («как», «почему», «какой» и т.д.).

9. По возможности специфический признак, ключевое слово выносится в начало ТЗ. Нельзя начинать ТЗ с предлога, союза, частицы.

10. Формулировка тестового задания должна быть выражена в повествовательной форме (вопрос исключается). В ТЗ следует старательно избегать применения слов — вопросов («как», «почему», «какой» и т.д.).

 11. Желательно использование рисунков, формул и других поясняющих объектов.

12.  Все варианты ответов (дистракторы) должны быть сопоставимы по длине, и не превышать одной строки.

13. Запрещается наличие повторяющихся фраз в дистракторах. Лучше «длинный» вопрос и «короткие» ответы, чем наоборот.

14. Количество дистракторов в ТЗ должно быть больше 3-х, но меньше 7.

15. Запрещено применение всех правильных или всех неправильных дистракторов.

 

Формирование оценочной шкалы тестового контроля.

   Шкалирование педагогического теста - это метод для определения системы преобразования индивидуальных необработанных баллов испытуемых в результате тестирования в баллы, которые окончательно сообщаются пользователям теста или тестовых программ. При создании тестов возникают определенные трудности в части формирования шкалы оценок,  правильности выполнения заданий учащихся.

Для обработки результатов можно использовать следующую шкалу:

85% - 100% - «5»;

65% - 85% -   «4»;

40% - 65% -   «3»;

0% - 40% -     «2».

При выполнении теста любой человек может сделать 1- 2  случайные ошибки, так как на «5» знает только ГОСПОДЬ  БОГ…».

Компьютерное тестирование как одна из форм контроля

 

Одна из основных и приоритетных направлений компьютеризации учебного процесса в школах является компьютерное тестирование. Основным критериям для проведения компьютерного тестирования являются:

·         наличие класса IBM- совместимых  компьютеров;

·         проведение компьютеных уроков в тестируемом классе;

·         сформированность навыков работы  учащихся в тестирующей среде;

·         готовность учителя к новой форме контроля.

Компьютерное тестирование можно включить задания двух типов: на выбор ответа (единственный или множественный) и на ввод ответа с клавиатуры.

Тестирование за компьютером повышает интерес учащихся  к предмету и мотивацию к учебному труду.

Заключение

При тестировании учитель получает оценку уровня обученности учащихся и соответствующую диагностическую карту по каждой теме учебной программы, сопровождаемых набором оценок успешности выполнения ими отдельных групп заданий в соответствии с группами диагностических признаков, позволяющих провести анализ полученных данных, составить таблицу  и построить  диаграмму обобщенных результатов выполнения теста по всем оцениваемым заданиям (% справившихся).

   Хочется заметить, что большинство обучающихся пока не готовы к тестовому виду контроля, он для них не традиционен, они не имеют навыков и умений выполнения тестовых заданий.  Практика показывает,  что учащиеся психологически не готовы,  они переживают, нервничают, путают правильные и неправильные ответы, порой не способны даже дочитать текст до конца. Однако сегодня тесты являются одной из распространенных форм контроля знаний. На вступительных экзаменах ВУЗ тоже очень часто применяется эта форма проверки знаний. Поэтому при обучении в школе просто необходимо внедрять тесты, чтобы учащиеся достаточно свободно могли ими пользоваться, чтобы был преодолен тот «психологический» барьер, который, к сожалению, существует у многих учеников. Данный тип контроля,  включающий достаточно большое количество заданий требует  организации умственной деятельности учащихся, что оказывает положительное влияние на всю мыслительную деятельность, привыкая,  обучающийся начинает контролировать себя, «собираться» и как результат – отвечает более точно на поставленные вопросы. С каждым повышается уровень исполнения тестов.

    Тесты имеют право на существование как одна из форм  контроля, наравне с традиционными самостоятельными и контрольными работами, зачетами и т.п. Разумное сочетание всех видов контроля позволяет учителю более качественно осуществлять учебный процесс.

Категория: Мои статьи | Добавил: larsik68 (03.05.2013)
Просмотров: 3726 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все дело в мгновении...
Время работы сайта
Поиск
Внимание!!!
Министерство
Новости
Календарь
Новости с ЕГЭ порт
Шкала перевода
Баллы ГИА в оценки
...
Полезные ссылки
Сообщество учителей Горкуновой Ольги Скачать презентации Банк Интернет-портфолио учителей

Методсовет Портал для учителейПрофессиональное сообщество педагогов Методисты.ру КАРМАН для математика Сайт учителя математики Николайцевой Ларисы Николаевны Учительский портал Презентации PowerPoint Интернет-сообщество педагогов Я - Учитель! Образовательный портал Классные-часы.Ру Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Презентации по математике
    Мой ник-нейм Сайт учителя математики Николайцевой Ларисы Никола забит!
    Мой ник-нейм larsik68 забит!
    //nikolaitzeva.ucoz.ru/
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz


    Шаблон "Simple". Автор изображений для шаблона: Petrovich9. Технологии Blogger.