Четверг, 16.05.2024, 06:33
сайт учителя математики Николайцевой Ларисы Николаевны
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS

Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!

Меню сайта
Кнопка сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 740
Праздники России
Осталось... Праздники России
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Файлообменник
My-Files.RU - хороший бесплатный файлообменник.
Баллы ЕГЭ в оценку
онлайн радио
Крестики-нолики
Пятнашки
Пословицы
Сканворды
Интересные факты
Пазлы
Афоризмы
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование современных технологий на уроках математики

Использование современных технологий на уроках математики

Наше время - это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

В формировании многих качеств большую роль играет школьная дисциплина - математика. В новых стандартах образования говорится о том, что "одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности".

Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом - думать.

Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.

Необходимо  создать условия для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий:

  • деятельностных, проблемно-поисковых, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям;
  • компетентностно-ориентированных;
  • информационно-коммуникативных;
  • здоровьесберегающих.

Применение информационно-коммуникативных технологий обусловлено:

  • снижением  интереса к предмету;
  • слабом  развитии коммуникативных способностей учащихся;
  • недостаток в разнообразии наглядности на уроке;
  • неумение учащихся грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями.

Использование современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса.

Китайская мудрость гласит: "Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю". Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

  Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики "открывали" новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности.
  Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал.    На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы. Приведу примеры использования "проблемных ситуаций".

При изучении тем "Симметрия относительно точки", "Симметрия относительно прямой" учащимся дается творческое домашнее задание: изобразить фигуры, имеющие центр симметрии, ось симметрии. Выполнять работы можно как угодно: нарисовать, наклеить.

Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяю уже не в целях активизации запоминания, а для создания проблемной ситуации на уроках. Это серии рисунков, схем, графиков на которых изображается определенная учебная ситуация, требующая самостоятельных размышлений учеников, для высказывания каких-то обобщений, выявления доминирующих причин.

Считаю, что главная ценность деятельностного и проблемного обучения состоит в том, что ученики имеют возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы.

Усилением прикладного, практического характера всего школьного образования является компетентностный подход.

Одной из технологий компетентностно-оринтированного подхода, которую я применяю на своих уроках, является метод проектов, который я рассматриваю как специальную форму организации познавательной деятельности.

Проекты "Координатная плоскость" в 6-м классе, "Теорема Пифагора" в 8-м классе, "Многоугольники" в 9 классе, "Применение производной к решению практических задач" в 10 классе,  были использованы на уроках математики и факультативных курсах, для расширения кругозора по математике, для мотивации углубленного изучения отдельных разделов геометрии. Ценным в подобной работе является сам процесс: сбор и систематизация информации, попытка самостоятельно разобраться в незнакомом вопросе.

В своей работе использую и информационно-коммуникативные технологии.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:

  • сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
  • индивидуализировать процесс обучения за счёт возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоение учащимися учебного материала в индивидуальном плане, с использованием удобного способа восприятия информации;
  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагируют на ошибки;
  • совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;
  • организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу.

Использую ИКТ на разных этапах урока:

•1.      Устный счёт включает в себя устные упражнения, необходимые либо для закрепления, либо для дальнейшего изучения нового материала;

•2.      На этапе первичного закрепления. Предложенные учителем задания по новой теме, позволяют определить степень усвоения нового материала;

•3.      При объяснении нового материала;

•4.      При закреплении, повторении используются готовые демонстрационные - энциклопедические программы из серии: "Открытая математика. Функции и графики", " Познавательная геометрия", "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия" и др.

Использую ИКТ и на уроках решения тренировочных заданий при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

Эффективное повторение материала по темам школьного курса осуществляется с помощью электронных пособий: Математика 5-11. "Новые возможности для усвоения курса математики", Москва, изд. "Дрофа", 2004 г.

"Алгебра 7-9". Серия "Все задачи школьной математики". Изд. "Просвещение",2006 г. и др. Электронные пособия включают теоретическую базу данных и базу математических задач, двигаясь при этом от простых заданий к более сложным.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Н.Толстой)

Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать. (Р.Декарт)

Важное место в комплексе задач обучения математике занимает проблема активизации мыслительной деятельности обучаемых.

Из-за низкого уровня мыслительной деятельности учащиеся размышляют шаблонно, стремятся действовать знакомым способом.

Трудности часто возникают при самых несущественных изменениях условий, например, при изменении положения треугольника в пространстве или на плоскости, или даже при изменении букв в обозначении вершин треугольника. Конечно, инертность мышления может быть связана и с врожденными особенностями нервной системы, и с обучением, включающим шаблонные задачи, однообразные методы обучения и задания на механическое запоминание и воспроизведение, а также это может быть связано с несоответствием стиля обучения ученика стилю преподавания.

Так, обучая учащихся "образников" (учащихся с правополушарным типом мышления), особое внимание нужно уделять развитию речи и логических способностей детей. При осуществлении обучения реализуется ведущий принцип дидактики "от общего к частному".

При работе с "гармониками" (учащиеся с равнополушарным типом мышления) необходимо учитывать их способность к быстрому темпу действий, принятию решений; уделять внимание воспитанию умения слушать: умный не тот, кто много знает, а тот, кто умеет слушать.

Обучая "логиков" (учащихся с левополушарным типом мышления), следует активизировать их творческие способности. При организации обучения необходимо учитывать принцип дидактики "от частного к общему".

Очевидно, что все вышесказанное, а также утверждение парадигмы образования, ориентированной на саморазвитие и самореализацию личности школьника, позволяет рассматривать актуализацию мыслительной деятельности учащихся как важную проблему.

Вспомним слова М.В.Ломоносова "Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит". Не правда ли хороший эпиграф к уроку математики. Или "Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью" Л.Н.Толстого, которые сформулированы емко, лаконично и имеют большое воспитательное значение для детей, если учитель умело обыграет их на уроке. Использование эпиграфов к урокам - это, конечно, песчинка, чтобы активизировать мыслительную деятельность учащихся этого далеко недостаточно. Парадигма учения связана с самостоятельным, осознанным освоением знания каждым обучающимся, но для этого нужно детей учить учиться. Поэтому в процессе обучения математике нужно знакомить учащихся с методами математического исследования, которые в то же время служат и методами учебной работы, особое внимание уделять аналитическому способу решения задач. Необходимо еще на ранних ступенях обучения стараться доводить до понимания учеников, что анализ условия задачи и анализ решения задачи - важнейшие этапы ее решения.

Важно знакомство учащихся при изучении геометрии со схемой восходящего анализа, тем более, что схема метода проста: что требуется доказать? что для этого достаточно доказать?

Ясно, что метод восходящего анализа (как и вообще любой метод доказательства утверждения) не является универсальным.

В тетради записываем памятку:

АНАЛИЗ УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ:

  • что дано? что отсюда следует?

АНАЛИЗ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:

  • что найти? что для этого надо знать?

Отрабатывается применение вышесказанного на уроках, при этом по договоренности с детьми у них есть свой "любимый" вопрос в геометрии: " Элементом какой фигуры является искомое?" и, конечно, "Почему?" Эта педагогическая уловка выручает учащихся в затруднительных ситуациях при решении задач.

Решая геометрические задачи, пришли к итогу - памятке:

1. Cделай рисунок:
а) рисунок должен соответствовать условию задачи;
б) рисунок должен "работать" на нас;

2. Cмелее выдвигай различные предположения;

3. Bыводы логически обосновывай.

Овладение школьниками методом анализа помогает им сознательно и самостоятельно находить решение, целенаправленно действовать на каждом этапе, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Подтверждением этого вывода служит самостоятельная работа учащихся на уроках-практикумах, на которых, как правило, используется метод "включенного контроля" или "отключенного контроля", что зависит от учебных возможностей обучаемых и уровня их подготовленности.

Инструментом активизации мыслительной деятельности обучаемых, а значит и инструментом воспитания культуры мышления является решение различных видов задач, например:

  • решение задач с несформулированным вопросом (вопрос логически вытекает из данных в задаче математических отношений, учащиеся должны его сформулировать и решить задачу);
  • составление условия и решение задачи по данным чертежа (этот вид творческой работы развивает умения критического анализа, способствует развитию логического мышления)
  • решение задач с недостающими данными (в задачах этого типа обучаемые учатся анализировать условие задачи, учатся объяснять при решении, почему задача не имеет решения, учатся указывать недостающие данные.)

Задача. В равнобедренном треугольнике КМР с основанием МР, равным 10 см., найти боковую сторону.

  • решение задач с избыточными данными (учащиеся должны объяснить, какие данные являются лишними);
  • решение задач, имеющих несколько способов решения;
  • решение задач с взаимопроникающими элементами (эти задачи развивают математическое видение, умение включать один и тот же элемент в разные фигуры).

Задача. Дан рисунок. Прочитайте его.

 

После формулировки задания даётся время на обдумывание. Время регулируется интуитивно. Затем слушаем ответы, если при индивидуальной форме работы возникли трудности, то методом "мозгового штурма", находим правильное решение. Если это начальная стадия формирова-ния у учащихся приема умственной работы, то "цепочку" рассуждений повторяем.

Решение каждой подобной задачи, как на плоскости, так и в пространстве требует от учащихся определенной "цепочки" умственных операций.

Чтобы выделить прямоугольный треугольник, нужно проделать следующую "цепочку" действий: выделить окружность, выделить треугольник, затем сообразить, что он вписанный, затем обнаружить, что сторона треугольника является диаметром, затем сообразить, что диаметр делит окружность на дуги, равные 180 градусам, затем увидеть вписанный угол АСВ треугольника, затем понять, что угол АСВ прямой. Последнее звено "цепочки", что треугольник прямоугольный. Кроме того, после этого необходим самоконтроль.

Специалисты в области психологии считают, что такого рода "цепочки" составляют прием умственной деятельности. В подобных задачах, правильно применяя теоретические знания, ученики должны выделить объекты, подвести их под соответствующее определение или теорему, установить логическую связь между объектами. В результате решения таких задач формируется культура мышления.

Опыт работы в школе показывает, что ученикам нравится чтение рисунков и графиков.

Рассмотрим применение приема поиска и "открытий": например, после изучения аналитического и графического способов решения квадратных неравенств предлагается обучаемым решить дробно-рациональное неравенство, опираясь на вышеназванные способы. Или, например, в геометрии до изучения темы "Площадь трапеции" необходимо ученикам найти закономерность в доказательстве теорем по теме "Площадь".

 

Используя полученный вывод, доказать теорему о площади трапеции. В предлагаемых примерах перед школьниками поставлена проблема, а начало всякого мышления в проблемной ситуации, что позволяет активизировать образовательный процесс, повысить самостоятельность обучаемых, развивать умения критического анализа учащихся всех познавательных стилей. По мнению психологов умственная деятельность ученого и умственная деятельность детей, познающих новое, идентичны по своей "механике".

Немалую роль в развитии умственных способностей играют тестовые задания, например, можно успешно использовать универсальные тесты профессора Айзенка.

Рассмотрим несколько тестовых заданий из книги Айзенка Г. "Универсальные тесты профессора Айзенка"

Найдите закономерность и подставьте соответствующее число.

3

7

16

Решение.

3*2+1=7

6

13

28

 

2*7+2=16

9

19

?

 

2*19+2=40

Найдите закономерность и подставьте соответствующее число.

Решение.

Если двигаться по часовой стрелке, то каждое последующее число равно удвоенному предыдущему плюс 1,3,5,7,9.

 

Подберите слово, подходящее для окончания первого слова и начала второго.

ПИ (:)ОК Ответ. ЛОТ.

Сказки, математические сочинения, диктанты, игры со словами, использование пословиц, поговорок, содержащих числительное, конкурс художников, кроссворды, кодирование ответов заданий, использование приема "умышленной ошибки", приема конкретной ситуации, приема "толстых" и "тонких" вопросов, приема "эффекта 30 секунд", использование метода "мозгового штурма", использование принципа Ходжи Насреддина: "Пусть те, которые знают, расскажут тем, которые не знают", принципа В.Н.Сорока-Росинского: "Поменьше учителя - побольше ученика", составление задач по аналогии, составление задач на заданную тему, чтение рисунков и графиков, изготовление нитяных моделей, приема "листа", приема "короткой" задачи, применение метода хоровых ответов, - это те "педагогические уловки", которые активизируют мыслительные процессы учащихся, помогают им приобретать опыт в креативной и когнитивной деятельности.

Ярким, насыщенным будет урок математики, на котором осуществляется связь с информатикой, что позволяет разнообразить способы изучения нового материала, а также повторения. Так, например, создание обучающимися компьютерных проектов-презентаций по какой-либо учебной теме поддерживает высокий уровень мотивации в когнитивной деятельности обучаемых всех стилей мышления. В процессе выполнения проекта расширяется понимание, определяются, конкретизируются, углубляются знания.

Кроме того, внедряя в образовательный процесс телекоммуникационные сетевые проекты и учебные проекты-презентации, осуществляется не только межпредметная связь и решаются дидактические задачи, но, главное, при таком подходе обучаемые учатся проектированию. Их творческая мысль работает над содержанием проекта, расширяется и обогащается их жизненный опыт, происходит интеграция учебной и внеклассной деятельности. Особенно это важно в пубертатном возрасте, когда определяются интересы и склонности к предмету, когда формируются и успешно развиваются такие качества, как готовность к сотрудничеству, взаимопомощь и взаимная поддержка.

Инструментом активизации мыслительной деятельности учащихся является и рефлексия, т.е. контрольно-оценочное, критическое рассмотрение человеком особенностей своих мыслительных действий, направленных на поиск решения задач. Ее желательно проводить на различных этапах урока. Необходимо учить обучающихся реализации рефлексивного алгоритма. "Я" (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой, какую пользу сегодня извлек). "МЫ" (комфортно ли было работать, какие затруднения были в общении, были ли моменты радости, почему?). "ДЕЛО" (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолеть свои учебные трудности, о чем хотелось бы поговорить подробнее). Умение пользоваться алгоритмом помогает школьникам приобретать личностный опыт, развивает их индивидуальность.

Предлагаются вашему вниманию фрагменты двух уроков.

1) Фрагмент сценария элективного занятия по теме "Треугольники: некоторые методы и приемы решения задач".

Благодаря работе учителя в режиме "включенный контроль" и рефлексии, выясняются возникшие трудности, выявляется временной фактор. Предлагается провести обучаемым по пятибалльной системе взаимооценку, а также самоанализ и саморегуляцию, рекомендуется записывать коротко выводы на каждом этапе занятия в индивидуальной карте для использования их в дальнейшем для достижения успешности.

Индивидуальная карта ученика

Ф.и., группа

Проверка домашнего задания (до урока)

Актуализация знаний

Этап обобщения и систематизации знаний

Дополнительные задания

Рефлексия
I уровень,
II, III уровень

I уровень

Приложение №1

II, III уровень

Приложение №3

Тема

Взаимо-проверка

+,+-,-

0-5 баллов

Самооценка

0-5 баллов

Взаимооценка

Самооценка

0-5 баллов

Самооценка

+,-+,-

0-5 баллов

Самооценка

2) Фрагмент сценария занятия элективного курса по теме " Квадратные неравенства с параметром".

Этап подведения итогов учебного занятия, рефлексия.

Цель:

  • дать качественную оценку работы обучаемых (возможна самооценка на основе рефлексивного алгоритма);
  • инициировать и интенсифицировать рефлексию обучаемых по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей поисковой учебно-исследовательской деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками;
  • обеспечить усвоение учениками принципов саморегуляции и сотрудничества.

Проведение рефлексии (в данном случае в устной форме) помогает выявить ценностное и критическое отношение школьников к полученной информации всех познавательных стилей мышления и к занятию в целом при помощи вопросов:

  • Почему я не решил задание №20 теста или решил?
  • Я был на верном пути, но растерялся? (Внимание, самообладание?)
  • Обращался ли я к дополнительной литературе? (Это первые шаги к саморазвитию.)
  • Обсуждал ли с кем-либо решение? (Один ум хорошо, а два лучше.)
  • Что полезного, ценного я узнал сегодня на занятии? Чему научился?
  • Что у меня получилось и не получилось? Какая помощь мне нужна? (Японская мудрость гласит: "Учить других всегда почетно, учиться у других никогда не зазорно".)
  • Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? (Углублять и расширять теоретические знания, учиться размышлять, овладевать способами действий.)

Анализ занятия

Занятие достигло поставленных целей, если:

1) созданы условия для саморазвития и самореализации личности;

2) обучаемые с обоснованием выполняют исследование решения задач, самостоятельно выстраивая причинно-следственные связи;

3) применяют знания и способы действий в измененных и новых ситуациях;

4) могут найти ошибку в рассуждениях и исправить ее;

5) самостоятельно могут оценить свой путь от представления к пониманию.

Таким образом, решая проблему активизации мыслительной деятельности обучаемых, детей нужно учить учиться, создавать условия для "выращивания" нового знания, для саморазвития и самореализации, уже в предпрофильных классах можно проводить пропедевтическую работу по развитию компетенций, что позволяет им в дальнейшем выстраивать свою образовательную траекторию.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Айзенк Г. Универсальные тесты профессора Айзенка. - СПб.:Стела, 1996. - 144с.
  2. Гайштут А.Г. Приемы интенсификации обучения математике в 4-5 классах./ под ред. И.Ф.Тисленко. - Киев: Радянська школа, 1980. - 126с.
  3. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М.:Просвещение, 1989. - 239с.

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: larsik68 (31.03.2013)
Просмотров: 7811 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все дело в мгновении...
Время работы сайта
Поиск
Внимание!!!
Министерство
Новости
Календарь
Новости с ЕГЭ порт
Шкала перевода
Баллы ГИА в оценки
...
Полезные ссылки
Сообщество учителей Горкуновой Ольги Скачать презентации Банк Интернет-портфолио учителей

Методсовет Портал для учителейПрофессиональное сообщество педагогов Методисты.ру КАРМАН для математика Сайт учителя математики Николайцевой Ларисы Николаевны Учительский портал Презентации PowerPoint Интернет-сообщество педагогов Я - Учитель! Образовательный портал Классные-часы.Ру Эволюция - конкурсы для педагогов и школьников
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Презентации по математике
    Мой ник-нейм Сайт учителя математики Николайцевой Ларисы Никола забит!
    Мой ник-нейм larsik68 забит!
    //nikolaitzeva.ucoz.ru/
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz


    Шаблон "Simple". Автор изображений для шаблона: Petrovich9. Технологии Blogger.